Негосударственные службы обеспечения безопасности

негосударственные службы безопасности

Негосударственная система обеспечения безопасности — это один из системных элементов гражданского общества, состоящий, в свою очередь из негосударственных предприятий, служб и организаций, предоставляющих на возмездной основе услуги по охране интересов граждан, предприятий и организаций, связанных с безопасностью, действующих в условиях рыночной экономики и являющихся реализацией частной предпринимательской инициативы граждан.

Негосударственная система обеспечения безопасности — это один из системных элементов гражданского общества, состоящий, в свою очередь из негосударственных предприятий, служб и организаций, предоставляющих на возмездной основе услуги по охране интересов граждан, предприятий и организаций, связанных с безопасностью, действующих в условиях рыночной экономики и являющихся реализацией частной предпринимательской инициативы граждан.

В последние годы, ведущие страны мира в вопросах обеспечения правопорядка и безопасности все более ориентируются не только на государственные спецорганы, но и на частные сыскные бюро и охранные агентства, привлекаемые к следственно-розыскной деятельности, исследованию различных аспектов в борьбе с правонарушениями, которые уже стали необходимой частью системы субъектов предупреждения преступности, нужным элементом многоуровневой системы государственных, общественных мер, и имеют значительное влияние на ослабление, нейтрализацию и пресечение преступности. К ним предъявляются те же требования, что и к иным субъектам обеспе¬чения безопасности: социальная убедительность, подтверждение правовыми актами, экономическая эффективность и функциональная системность.
В общем, негосударственная система обеспечения безопасности включает три основных типа субъектов: частные детективные бюро (агентства); частные охранные бюро (предприятия), собственные службы безопасности предприятий. Наряду с этими элементами в эту систему входит целый ряд элементов, взаимозависимость и взаимообусловленность функциониро¬вания и развития которых настолько сложна и многообразна, что они могут существовать как автономно, так и в тесной связи друг с другом.

К наиболее значимым элементам этой системы, в частности, относятся профессиональные союзы и объединения, общественные союзы и фонды, объединяющие частные охранные и дети, общественные организации ветеранов государственной безопасности и других правоохранительных органов; специализированные техни¬ческие и технологические компании, ориентированные на поставку, монтаж и обслуживание технических систем и оборудования организации, учреждения, занимающиеся обучением и обслуживанием негосударственной сферы безопасности, негосударственные структуры, специально созданные в качестве механизма согласования интересов деловых кругов и государства с целью осуществления цивилизованной лоббистской деятельности, содействия государственным органам и предпринимательским союза в разработке и реализации законодательства и программ обеспечения безопасности предпринимательства, в создании инфраструктуры защиты прав собственности в России и в борьбе с недобросовестной конкуренцией, и объединенные, преимущественно, на основе системы торгово-промышленных палат; организации, связанные с проектированием, производством, продажей специального оборудования и специальных технических средств для сбора и защиты информации, а также спецобмундирования; специализированные юридические и страховые конторы и компании, частный нотариат, адвокатура, третейские суды; печатные и редакционно-издательские органы, специализированные выставки и т. д.

Рассмотрим, как решаются эти проблемы в разных странах:

В США вопросы регистрации частных сыскных и охранных фирм отнесены к юрисдикции штатов. В 35 штатах действуют законы, непосредственно касающиеся частных сыскных бюро. Главное условие их деятельности — регистрация и получение лицензий, которые выдают специально определенные в за¬коне органы исполнительной власти штата, либо ее официальные представители. При этом гражданство США — обязательное требование в 16 штатах. В 22 штатах США для регистрации в качестве частного охранника или детектива необходимы характеристика, рекомендательное письмо.

Лицензия выдается, как правило, на срок от 1 до 2 лет. По Закону Маккина (штат Нью-Йорк), частным сыском могут заниматься как отдельные лица, так и группы лиц, объединенные в бюро и фирмы. Предварительно эти лица должны получить разрешение на проведение следственной, охран¬ной, патрульной, сыскной деятельности в аппарате губернатора штата.

В настоящее время в США существует 21 учебное заведение, которое готовит собственно кадры для негосударственных правоохра¬нительных структур.

Растущие потребности частных служб безопасности в кадрах, имеющих специальную подготовку, привели к тому, что некоторые американские колледжи и университеты ввели в свои программы курсы обучения по различным проб¬лемам обеспечения безопасности.

Частные службы безопасности охотно берут на работу бывших полицейских, сотрудников ФБР и ЦРУ, уволенных без взысканий, а также бывших военнослужащих, особенно проходивших службу в разведке, спецвойсках, воздушнодесантных войсках, морской пехоте

В соответствии с законом частные охранники, детективы, следователи в США не имеют права применять такие используемые официальными правоохранительными органами меры, как обыск на дому, личный обыск, арест. Им, однако, разрешено задержание лиц, заподозренных в совершении преступления, для передачи в полицию.

Деятельность бюро частного сыска оценивается по следующим параметрам: число выяв-ленных краж, совершенных сотрудниками конкретного предприятия, фирмы, учреждения; анализ отношения служащих к подобным преступлениям; число раскрытых преступлений; количество случаев пресечения преступных посягательств.

Характерно, что о таких преступлениях, как поджоги, взрывы, нападения, разбои, взломы управляющие фирм и банков в основном информируют полицию. Однако когда речь идет о так называемых «экономических преступлениях», руководители фирм предпочитают не обращаться в государственные правоохранительные органы — полицию или прокуратуру.

В Канаде деятельность частных сыскных бюро регулируется специальными актами, входящими составными частями в законодательство провинций. Каждая провинция, исходя из местных условий, разрабатывает и принимает свои акты, в которых оговариваются условия создания и деятельности частных бюро. Общим и обязательным условием для всех актов является порядок регистрации и получения разрешения на частную сыскную деятельность на террито¬рии провинции.

В Великобритании создано множество частных фирм, специализирующихся на производстве систем охранной сигнализации. Кроме того, многие из подобных фирм отвечают за охрану собственности частных промышленных предприятий и поддержание правопорядка в границах занимаемой ими территории. В ряде случаев формирования частных компаний тесно взаимодействуют с подразделениями местной и общенациональной полиции, несущими главную ответственность за. поддержание общественного порядка и соблюдение законности в стране.

Кроме того, в Великобритании в настоящее время функционирует значительное число частных сыскных агентств, услугами которых пользуются как отдельные граждане, так и промышленные компании. К крупнейшим из них отно¬сятся: Argen, Kroll Associates Control Risks, Derby Associates-Security Consultants, Private and Commercial Investigations, Nationwide.

В стране отсутствуют какие-либо законоположения или правительственные предписания, «требующие» обязательной регистрации частных детективов.

Из 2 тысяч детективов лишь 300 зарегистрированы как члены Института профессиональных следователей, расположенного в г. Блэкберн.
В настоящее время правительство считает необходимым ввести регистрацию с обязательной спецпроверкой детективов полицией. Это обосновывается тем, что нигде не зарегистрированный частный детектив без всякой лицензии может по собственному усмотрению пользоваться довольно широким арсеналом оперативной техники и криминалистических средств, услугами экспертов по дактилоскопии, следить за любым лицом, фотографировать его на улице, рабочем месте, в иных общественных местах. Раньше частные детективы имели даже возможность пользоваться данными Нацио-нального полицейского компьютера. Однако в связи со случаями использования подобной ин¬формации в противозаконных целях, правительство Великобритании предприняло ряд мер по защите базы данных от несанкционированного проникновения.

Большое внимание в Англии уделяется подготовке кадров. Так, при Локсберском университете была открыта первая в мире аспирантура для частных детективов и охранников. Цель данного учебного заведения — повысить уровень подготовки сотрудников негосударственных служб безопасности. Слушателями аспирантуры становятся, как правило, лица, имеющие опыт работы в качестве детективов и охранников.

Частные службы безопасности делятся на три вида, в зависимости от профиля деятельности:
1. охранные предприятия;
2. детективные предприятия;
3. внутренние службы безопасности компаний.

В компетенцию частных сыскных агентств (в зависимости от профиля деятельности) входит: разработка комплексных мер безопасности по контактам с правительственными органами;
выполнение заданий клиентов по слежке за их родственниками; выявление подслушивающих устройств; охрана клиентов.

В последние годы в Великобритании к кругу проблем уголовного расследования, решаемых силами частных агентов, относятся в первую очередь расследования преступлений, связанных с компьютерными системами.

Однако большинство частных детективных и охранных агентств, как правило, выполняют узкий круг профессиональных обязанностей.

Например, компания Kontrol Ricks специализируется на контрактах с правительственными органами по организации переговоров с террористами по ос¬вобождению заложников; компания Nation Wide -осуществляет слежку по поручению клиентов за их ближайшими родственниками, а также оказывает консультационную помощь; агентство Kroll Assosiates — проводит расследования в фирмах.

К числу наиболее перспективных направлений работы частных сыскных агентств относятся: обеспечение безопасности служебных и частных помещений; выявление подслушивающих устройств; личная охрана клиентов, в том числе иностранных граждан.

Во Франции деятельность частных сыскных бюро регулируется Законом № 891 от 28 сентября 1942 г. с последующими поправками. Он предусматривает, что владельцами частных сыскных бюро могут быть лица, имеющие французское гражданство, либо граждане стран Европейского сообщества. Лица, ре¬шившие посвятить себя частной сыскной работе, не должны: быть судимы за совершение уголовного преступления; иметь административные или дисциплинарные правонарушения; находиться под стражей.
Бывшие служащие полиции Франции могут стать владельцами частных детективных бюро только с письменного разрешения министра внутренних дел.
Согласно Закону №80-1058 от 23 декабря 1980 г. всякое нарушение упомянутых выше положений Закона №891 «карается наказанием в виде тюремного заключения сроком от 1 до 3 лет и штрафом». Такому же наказанию подлежит руководитель бюро, если он прибегает к услугам частных агентов, которые не удовлетворяют требованиям закона.

К компетенции частных детективов во Франции в настоящее время относится: промышленный шпионаж; защита предприятий от недобросовестных конкурентов; обеспечение безопасности в банковской деятельности; обеспечение безопасности клиентов.
Силовики-частники

Начало негосударственной охранной деятельности в России положил принятый в 1992 году федеральный закон «О частной детективной и охранной деятельности в РФ». Кооператоры, нуждавшиеся в услугах крепких парней, появились, конечно, раньше. Тогда охранников, правда, если и оформляли в фирму, то в лучшем случае вахтерами или сторожами. Сразу после выхода закона по всей стране, согласно данным МВД, появилось 576 ЧОПов. На следующий год их было уже 4530, а в 1994 году — 6600. На 1 января 2007 года в России зарегистрировано 21 768 ЧОПов и 4110 служб безопасности. В столи¬це сейчас 4700 ЧОПов.
«15 лет назад создать охранную фирму было сложнее, чем сейчас, — вспоминает Елена Андреева, президент ЧОП «Агентство «Бастион». — Получить тогда удостоверение на каждого охранника стоило $700, сейчас — копейки. В те годы мы не могли иметь собственного оружия: пистолет Макарова можно было брать в аренду на три года за баснословные деньги, при этом на двух лицензированных сотрудников выдавался только один пистолет. Одна лицензия на создание ЧОПа стоила тогда не меньше $5 тыс. Позже предприятиям разрешили иметь огнестрельное оружие — пистолет Иж-71 (цена — $100) .
Но потребность в профессиональной и, что немаловажно, вооруженной охране в постперестроечные времена была так высока, что многие предприниматели деньги на создание ЧОПов находили. Елена Андреева признается, что организовала «Агентство «Бастион» в первую очередь для обеспечения безопасности собственного бизнеса: «А кто бы ее еще обеспечил?»

В департаменте государственной защиты имущества (ДГЗИ) МВД рассказали, что «в первые пять лет существования многие ЧОПы были инструментом бандитских разборок, и лишь с 1998 года, когда заработал административный ресурс, началась кристаллизация рынка». С такой оценкой согласен Сергей Гончаров, глава Ассоциации ветеранов подразделения антитеррора «Альфа», депутат Мосгордумы: «Охранный бизнес изменился после кризиса 1998-го, когда бандиты пошли в законопослушные банкиры. Отпала нужда отстреливать друг друга — эффективнее стало нанимать для так называемых наездов государственные структуры. Поэтому об истинной цивилизованности в этой сфере гово-рить еще рано».
Кризис изменил и состав заказчиков услуг ЧОПов: Елена Андреева рассказывает, что ее пред¬приятие потеряло много клиентов из числа экспортно-импортных фирм. Отчасти потерю вос¬полнили приподнявшие голову отечественные производители. Постепенно менялся и характер услуг, которые предоставляли ЧОПы. «Поначалу охранные предприятия ограничивались обеспечением безопасности стационарных объектов и перевозимых грузов: в середине 1990-х, когда на дорогах страны было неспокойно, эта услуга была особенно популярна, — утверждает Николай Краюшенко. — После 1998 года начала набирать обороты экстренная помощь клиенту в кризисной ситуации за ежемесячную абонентскую плату». Под экстренной помощью подчас подра¬зумевались самые нестандартные действия.
Победитель получает все
«Насколько я знаю, МВД рассматривает вопрос об увеличении суммы уставного капитала ЧОПов до 3 млн руб., — делится Николай Краюшенко. — Это приведет к резкому снижению числа предприятий. Пока этого не происходит: хотя ЧОПы подвергаются постоянному административному давлению и рискуют быть закрытыми, их владельцы регистрируют несколько охранных предприятий «про запас». Если же уставный капитал каждого резко увеличится, схема работать перестанет».
Другой рычаг госдавления — система подготовки охранников. Только в Москве, по данным МВД, 190 тыс. частных охранников, имеющих удостоверение, которое дает право на ношение огнестрельного оружия и спецсредств. По всей стране таких специалистов более 700 тыс. Сог¬ласно милицейской статистике за 2006 год, в России функционирует свыше 400 негосударственных образовательных учреждений, в которых готовят будущих чоповцев (каждая десятая такая школа — московская).
Однако с 2005 года лишь в пяти московских школах можно сдавать экзамены, позволяющие получать удостоверение охранника: в НОУ «Нукер», НОУ «Профессионал», НОУ ЦСП «Родон», Автономной некоммерческой организации «Школа частных охранников СПК», НОУ «Учебно-тренировочный центр ОАО «Газпром». Подобные школы есть и в регионах — по оценке Николая Краюшенко, не более двух на каждый субъект федерации.
Удостоверения, без которых чоповцу пистолета не видать, по итогам экзаменов в уполномоченных школах выдают сотрудники МВД. Руководители небольших ЧОПов восприняли это нововведение как давление госорганов на частный охранный бизнес.
Госорганы, конечно, в первую очередь блюдут свои интересы. Скажем, согласно столичному закону «О лицензировании и декларировании розничной продажи алкогольной продукции» от 20 декабря 2006 года, московские клиенты ЧОПов, имеющие в продаже алкоголь (рестораны, бары, магазины), были вынуждены расторгнуть заключенные ранее контракты — необходимым условием для получения лицензии на торговлю стало наличие «действующего договора на охранные услуги с управлением вневедомственной охраны при ГУВД г. Москвы».
«Ограничения вводились и раньше. Решение запретить ЧОПам охранять аэропорты было принято после терактов в самолетах, вылетевших из Домодедово, и хотя бы сопровождалось разъяснительной работой, — говорит президент АИБ Игорь Филоненко, — а вот «алкогольное» решение стало полной неожиданностью».
Следующими на очереди, переживают владельцы ЧОПов, могут стать школы и больницы: законодатели уже прикидывают, не посадить ли и там сотрудников МВД. Денег на это потребуется немало: пост чоповца обходится школе в 25 тыс. руб., а на сотрудника ФГУП «Охрана» придется тратить вдвое больше. Впрочем, в Тульской области, скажем, требуемую сумму уже нашли — соответствующее соглашение между обладминистрацией и милиционерами подписано в начале марта.
Возможные ограничения ударят по малым ЧОПам. И, вероятно, остановят рост рынка, в результате которого профессия охранника стала одной из самых популярных в стране. Сейчас Россия, утверждают в АИБ, занимает четвертое место в мире по объему частных охранных услуг. Если от США с их оборотом в $52 млрд мы отстаем на порядок, то с Великобританией ($10,2 млрд. ) и Германией ($7,4 млрд) наши объемы сопоставимы.
Эксперты АИБ связывают перспективы рынка с присоединением России к ВТО: тогда МВД, полагают они, придется если и не покинуть рынок коммерческих услуг безопасности, то хотя бы «снять искусственные ограничения, которые не дают ЧОПам нормально развиваться». Впрочем, не исключено, что до этого большинство мелких ЧОПов вряд ли доживут. Свои позиции укрепят разве что крупные холдинги — благодаря дружбе с тем же МВД.

В Украине. Радикальные социально-экономические преобразования, произошедшие в украинском обществе в последнее десятилетие, вызвали существенные изменения общественных отношений. Сегодняшние реалии свидетельствуют о том, что центральной фигурой в негосударственном секторе экономики нашей страны является предприниматель. Предприниматель -главное действующее лицо рынка и стержень любой экономической системы, основанной не на государственно-монополистической, а на конкурентной основе. Предприниматель — гарант стабильности гражданского общества, гарант экономической безопасности государства.
Рыночные и демократические преобразования, процесс углубления капитализации в Украине все настойчивее диктуют необходимость законодательно обеспечить безопасность организаций и личности в бизнесе и предпринимательской деятельности вообще и, в особенности, в организациях негосударственной формы собственности. Развитие в Украине деловой инициативы, конкурентной среды и, к сожалению, коррупции, особенно в предпринимательстве и бизнесе, актуализируют решение этих вопросов и проблем в стране, причем, на современном цивилизованном уровне.

Сегодня обеспечение безопасности — это одна из важнейших функций любой организации и каждого человека.

Негосударственный сектор охранных услуг возник в Украине в конце 80-х — в начале 90-х годов. Правовой основой его существования стал Закон «О предпринимательстве». Первая частная охранная фирма в Украине была зарегистрирована в Киеве, как дочернее предприятие московского охранного агентства «Алекс». Руководствуясь принципом «разрешено все, что не запрещено», частные охранные структуры предлагали поначалу весь комплекс услуг: от телохранительства до розыска пропавших детей. В среде же пионеров охранного бизнеса хватало как бывших милиционеров, так и активно дейсвующих бандитов. Обретение Украиной незави¬симости практически не способствовало нормальному развитию рынка охранных услуг. Певыми обанкротились частные детективные бюро, чей бизнес противоречил Закону «Об опера¬тивно-розыскной деятельности» — прерогативе государственных органов.

А в конце 90-х охранным фирмам, курирующее их МВД и вовсе стало продлевать лицензии «выборочно», тем самым, аннулируя их деятельность. Управление Государственной службы охраны (ГСО) при МВД Украины являясь хозрас¬четным милицейским подразделением, возвело свои охранные функции в ранг коммерческой деятельности. Тем самым, граждане Украины, расплатившись с бюджетной милицией налогами, рассчитываться с хозрасчетным ГСО за ка¬чественную охрану должны были уже за отдельную плату.

Однако, отечественный и зарубежный опыт свидетельствуют о том, что основная роль в обеспечении безопасности предпринимательской деятельности принадлежит именно предприятиям, а не государственным органам. Су¬ществующие государственные механизмы с традиционными методами обеспечения безопасности предпринимательской деятельности оказываются в нынешней ситуации малоэффективными и даже неприемлемыми для организации защиты законных интересов, как украинских предпринимателей, так и их зарубежных партнеров.

УФРНСБ — в 1995 году была создана Украинская Федерация работников негосударственных служб безопасности — как всеукраинская общественная организация, которая на основании единства интересов и по профессиональным принципам объединяет граждан Украины, на законных основаниях занимаю¬щихся охранной, детективной, информационной и другой деятельностью, связанной с за¬щитой бизнеса и личности.
Именно создание УФРНСБ дало возможность проанализировать ситуацию на рынке предоставления охранных услуг негосударственными структурами. Впрочем, и невхождение какого-либо негосударственного правоохранительного органа в федерацию отнюдь не свидетельствует о его «непорядочности». Аналогичные процессы наблюдаются и в службах банковской безопасности (создание Ассоциации банковской безопасности Украины) и других формированиях.
На сегодняшний день в состав Федерации входит свыше 140 фирм и организаций, находящихся в 35 городах Украины. Созданы 20 региональных отделений: Волынское, Днепропетровское, Донецкое, Житомирское, Закарпатское, Запорожское, Киевское городское и областное, Кировоградское, Львовское, Одесское, Тернопольское, Харьковское, Херсонское, Черниговское, Черновецкое, Ровенское, Николаевское, Крымское, Луганское.

ЮЭЗА — негосударственная организация, объединяющая телохранителей и службы безопасности 93 ведущих стран мира. С 2004 года Украина вошла в состав ВЗБА. ВБЗА и 1РА (международная полицейская ассоциация) — всего 2 организации в мире, патронируемые Интерполом.
Задача ДОБА — объединение негосударс¬твенных служб безопасности во всем мире, предоставление всем охранным структурам новейших методик обучения персонала и способов обеспечения безопасности, развитие добрососедских отношений между службами безопасности разных стран, противодействие организованной преступности и международному терроризму.
Учебный центр проводит комплексную подготовку, включая: правовые аспекты, профессио¬нально-психологические аспекты, тактику спец¬подготовки, иностранные языки и информаци¬онные технологии для телохранителей, огневую подготовку.
Подготовка производится на базе Европейского университета по программам международной ассоциации телохранителей и служб безопасности (ВЭЗА), с выдачей документов, позволяющих работать на Украине, ближнем и дальнем зарубежье. Обучение проводят квалифицированные специалисты в области безопасности предпринимательства, эксперты 1В88А.
Для курсантов, успешно прошедших первичное обучение и получивших квалификацию охранника или телохранителя, возможна стажировка на учебных базах [ВвБА в Будапеште (Венгрия), Израиле (база подготовки израиль¬ского спецназа), а также в других странах дальнего зарубежья.
В общем, на начало 2008 года в Украине зарегистрировано около 2,5 тыс. частных структур, которые специализируются на вопросах безо¬пасности. Из них реально функционирует не более трети. Самые известные начинали с охранной деятельности еще в 1990-е годы, потом занялись сбором информации по договоренности с клиентами. Таким образом, в стране сложилась ситуация, при которой также стал активно развиваться рынок частных детективных услуг, хотя государство до сих пор игнорирует его существование. В состав негосударственных организаций, принимающих участие в осуществлении национальной политики безопасности, входят службы безопасности частных предприятий, а также фирмы и организации, имеющие лицензии на охранную деятельность, учебные и консультативные организации, которые занимаются подготовкой и обучением работников служб безопасности, и аналитические центры, информаци¬онные службы, научно-исследовательские организации, фонды, которые занимаются проблемами международной и национальной безопасности. В эту структуру входят также предприя¬тия, занимающиеся производством программно-технических комплексов защиты информа¬ционных систем, фирмы по обеспечению ин¬формационной, коммерческой, противопожарной, экономической безопасности.
Обычно, персонал частной охранной системы представлен бывшими сотрудниками пра-воохранительных органов, в том числе — и специальных служб, уволенными в запас во-еннослужащими, ветеранами подразделений спецназначения. Большинство банковских служб безопасности, серьезных коммерческих структур, частных предприятий и фирм возглавляют бывшие офицеры СБУ, МВД, ГРУ и других спецподразделений.
В перечень охранных услуг и обеспечения экономической безопасности входят: физическая охрана объектов и частных лиц; обеспечение безопасности объектов и частных лиц при помощи программно-технических комплексов защиты информационных систем; обеспечение информационной безопас¬ности негосударственных субъектов экономических отношений; информационно-аналитическое обеспечение предпринимательского риска и защита коммерческой тайны; превентивное консультирование руководителей вновь создаваемых предприятии и экономических структур по вопросам комплексной безопасности; предоставление предпринимательским структурам гарантий в осуществлении коммерческих сделок и кредитоспособности партнеров; обеспечение безопасности коммерческих объектов городской инфраструктуры; участие в обеспечении безопасности проводимых коммерческих выставок, конгрессов, симпозиумов, творческих фестивалей и так далее; совместное патрулирование в районах города и общественных местах с подразделениями патрульно-постовой службы органов внутренних дел в рабочем режиме и во время проведения социально значимых мероприятий; обеспечение порядка в местах проведения массовых культурно-спортивных и зрелищных мероприятий; иная, предусмотренная законами, деятельность.
Объективный процесс становления украинского предпринимательства, заинтересованного в поддержке со стороны государства, уже сейчас положительно влияет на развитие частной охранной деятельности, сближает ее интересы с интересами правоохранительных органов. Этому также способствовал процесс объединения наиболее влиятельных и авторитетных охранных организаций с целью защиты своих корпоративных интересов, противодействия криминальным элементам и оказания помощи государственным органам в борьбе с преступностью.
В борьбе с криминальными структурами государственные силовые структуры безопасности прибегают к достаточно жестким методам, что вполне оправданно. Важно, однако, чтобы при этом не было попыток скомпрометировать саму идею существования негосударственных служб безопасности.

Решению всех этих проблем способствовала бы разработка и принятие Верховным Советом Украины специального закона, предусматривающего статус, права и обязанности негосударс¬твенных структур безопасности. Важно, чтобы содержание этого закона опиралось на общую концепцию национальной безопасности Украины, четко определяя место в ней негосударственных служб безопасности. Шагом вперед в борьбе с криминалом в охранном бизнесе могло бы стать объединение усилий негосударственных и государственных структур. Представляется, что в качестве основных критериев при отборе частных охранных структур, которые бы сотрудничали с государственными силовыми органами, можно было бы рассматривать роль и место охраняемого ими объекта в экономике Украины, наличие в отношении последнего реальных внешних и внутренних угроз, которые могут нанести ущерб общенациональным интересам; степень участия частного охранного предприятия в государственной политике борьбы с преступностью; невовлеченность объекта в сферу криминального бизнеса.

Заключения. Отраслевые эксперты утверждают: украинский негосударственный сектор экономики сегодня практически не защищен, вопреки тому, что он формирует свыше 90% ВВП. Причин такого положения дел несколько, но главной, по мнению специалистов, является законодательная неурегулированность. Ряд об¬щественных организаций, в частности «Международное антитеррористическое единство» и Украинская федерация работников негосударственных служб безопасности» уже не впервые настаивают на необходимости принятия законов «О детективной деятельности», «О коммерческой тайне», «О службах безопасности субъектов хозяйствования и других юридических лиц», а также «Об оружии». Последний даже более актуален, чем другие — заявили представители этих объединений на специально созванном «круглом столе» в Киеве. На протяжении 12-ти последних лет проект этого закона неод¬нократно выносили на обсуждение Верховной Рады разных созывов. Он даже прошел первое чтение, но так и не был принят.
В результате, на 1 миллион зарегистрированных «стволов» огнестрельного оружия у нас действует около пятидесяти законов и подзаконных актов. Такая нормативная распорошенность, естественно, не может содействовать формированию целостной политики государства в этой сфере. Кроме того, все упомянутые документы принимались в разное время разными органами власти и, как это у нас час¬то бывает, иногда противоречат друг другу.
По словам президента Международной общественной организации «Международное антитеррористическое единство» Александра Дичека, отсутствие надлежащего правового поля для функционирования индустрии безопасности привело к тому, что этот сегмент рынка развивается хаотически и не соответствует признанным во всем цивилизованном мире стандартам. Охранную деятельность эксперты считают наиболее структурированной из всех составляющих негосударственного сектора безопасности, но государственная монополия на использование огнестрельного оружия сдерживает ее развитие. Сергей Шабовта, президент «Украинской федерации работников негосударственных служб безопасности», говорит, что за много лет работы в охранном бизнесе он так до сих пор и не понял, что ему дает лицензия МВД, кроме суровых проверок.
Страдает негосударственный сектор безопасности и от нехватки квалифицированных кадров.
Таким образом, одна из первоочередных задач на сегодня — обеспечить подготовку соответствующих специалистов в высших учебных заведениях. В некоторых из них сегодня уже введена специальность «управление финансово-экономической безопасностью», и профильные общественные организации считают это своим неоспоримым достижением.
Что же касается проблемы оружия, то, по мнению отраслевых экспертов, ее следует решать в несколько этапов. На первом предлагают внести изменения в постановление Кабинета министров №706 от 07.09.93. «О порядке продажи, приобретения, регистрации, учета и применения специальных средств самообороны, заряженных веществами слезоточивого и раздражающего действия» в части дополнения перечня этих средств шлемами, бронежилетами, наручниками, а также устройствами травматического действия, в частности, с резиновыми зарядами.
На втором этапе, говорят эксперты, следует принять специализированный закон об оружии и предоставить право использовать его субъектам негосударственной собственности, у которых есть соответствующие лицензии. В этом контексте следует напомнить, что с подобным предложением не так давно выступала и Ассоциация украинских банков.
Реалии настоящего. Специалисты Украинского союза промышленников и предпринимателей разработали ряд законопроектов, которые призваны положить конец опасным явлениям рейдерства, максимально защитить субъекты предпринимательской деятельности от любых угроз. Как сообщили в пресс-службе УСПП, на заседании совет УСПП по корпоративной безопасности рассмотрел проекты законов «Об охранной деятельности», «О детективной деятельности», «О службах безопасности субъектов хозяйствования и других юридических лиц», «Об оружии» и т. п. Проекты законов переданы народным депутатам — промышленникам и предпринимателям для внесения на рассмотрение Вер¬ховной Рады Украины. По словам президента УСПП, народного депутата Анатолия Кинаха, подготовленные законопроекты направлены на комплексное решение проблем защиты предпринимательства и являются реакцией Союза на новые угрозы бизнесу. «К сожалению, именно распространение в последнее время такого яв-ления как рейдерство дало толчок для разра¬ботки системы корпоративной безопасности, на внедрение которой и направлены проекты зако¬нов, разработанные УСПП», — отметил Кинах. Как отмечается в сообщении, в законопроектах предусмотрены формы деятельности охранных и детективных структур, служб безопасности субъектов хозяйствования, механизмы их взаимодействия с органами исполнительной власти. В частности, усовершенствована система государственного контроля за деятельностью негосударственных охранных структур с целью недопущения их участия в многочисленных рейдерских группах, передает УНИАН. На заседании совета УСПП Кинах также сообщил, что Президенту Украины будет направлено письмо с просьбой определить законопроекты УСПП по безопасности бизнеса как первоочередные для рассмотрения в Верховной Раде.