ВИКТОР ШВЕЦ: «Чтобы принять законопроект о детективной деятельности, необходимо реформировать органы внутренних дел»

chastnyy-detektiv

Глава комитета по вопросам законодательного обеспечения правоохранительной деятельности совместно с народными депутатами Владимиром Мойсиком и Юрием Кармазиным неоднократно пытались законодательно закрепить частную детективную деятельность. Впрочем, проекты постановлений Верховной Рады так и не были одобрены в парламенте. Народный депутат поделился с «ВД» причинами странного явления и выдвинул гипотезы о будущем развитии событий.

В чем состоит основная загвоздка принятия законопроекта о частной розыскной деятельности?
— Ни для кого не секрет, что в парламенте есть много лоббистов правоохранительных органов. Это вышедшие из этой системы люди, которые влияют на принятие решений через политические моменты. Основная проблема состоит в том, что власть в лице правоохранительных органов боится конкуренции. Правоохранительные органы понимают свою неэффективность и коррумпированность и боятся того, что появится орган, который гораздо быстрее и грамотнее будет достигать поставленной цели по розыску злоумышленников и проведению оперативно-технических мероприятий. Более того, среди детективов много бывших правоохранителей, которые тесно сотрудничают с действующими силовиками. Естественно, ситуация с таким видом подработки выгодна обеим сторонам.

Какие государственные изменения, на ваш взгляд, ускорят процесс принятия законопроекта о детективной деятельности?
— Необходимо реформировать правоохранительные органы и перейти к полицейским структурам, которые существуют во всем мире. В этом случае частные детективы во многих развитых странах эффективно взаимодействуют с полицейскими. Сейчас наш комитет ставит перед собой цель договориться с МВД о том, чтобы они не блокировали работу с принятием закона о частном сыске. Ведь для того, чтобы принять любое решение, нужно проводить серьезный переговорный процесс с фракциями, чтобы они поддержали тот или другой законопроект. Без закона детективные агентства — это теневой бизнес. Думаю, после парламентских слушаний мы увидим, в каком направлении должен двигаться процесс реформирования органов внутренних дел, и дальнейшая судьба законопроекта о детективной деятельности.

Недавно был принят закон об охранной деятельности (ветирован президентом), который, как и проект закона о детективной деятельности, годами числился не одобренным. Каким образом удалось собрать необходимое количество голосов в этом случае и можно ли пойти таким же путем в ситуации с частным сыском?
— Это был также чрезвычайно сложный законопроект, который не принимался годами. Как и в случае с детективными агентствами, не было политической воли его одобрить. Комитет, который я возглавляю, пошел по простому пути. Поскольку эта деятельность связана с предпринимательскими структурами, мы встретились с президентом Украинского союза предпринимателей и промышленников Анатолием Кинахом. Совместно с ним мы создали рабочую группу. Привлекли максимальное количество заинтересованных людей и нашли компромиссы по всем несогласованным вопросам. Этим мы разблокировали монополию государства на совершение охранных услуг. Думаю, что скоро мы подойдем и к законопроекту о детективно-розыскной деятельности, где также остановим законодательную монополию государства на проведение ОРД.

Каким образом частные сыщики используют методы ОРД, оставаясь безнаказанными и даже определяя рейтинги детективных агентств?
— Некоторые действующие сотрудники правоохранительных структур параллельно являются оплачиваемыми работниками коммерческих структур. Они их прикрывают и дают возможность совершать оперативно-технические мероприятия по отношению к конкретным людям. За 2009 год украинские суды дали более 40 тысяч разрешений на оперативно-технические мероприятия («прослушки» и т.п.). Но как доказательства в суде используется меньше чем 1% от этого количества разрешений. Большая часть информации, полученной в результате совершения законных оперативно-розыскных мероприятий, попросту продается.